Оригинальная идея разработана и воплощена николаевскими инженерами по заказу крупнейшей в Украине аграрной компании «Нибулон», занимающейся производством и экспортом зерновых. На бывшем судостроительном заводе Лиман, приобретенном в 2012 году в собственность компании, спроектирован и построен земснаряд «Николаевец», главным рабочим органом которого стал тяжелый экскаватор Volvo. Подобные 70-тонные машины обычно используются при проведении вскрышных работ и добычи полезных ископаемых в горнорудных карьерах, обеспечивая в час отгрузку до 800 тон породы.
Основной функциональной задачей «Николаевца» является очистка и углубление фарватера или акватории рек от придонного слоя ила и песка. Извлеченные из воды продукты с помощью специального ковша загружаются на баржи и могут в дальнейшем быть использованы в качестве удобрений для сельскохозяйственных угодий. Наличие же сменных навесных приспособлений (гидравлических фрезы и молота для преодоления твердых скальных образований), монтаж которых занимает не более получаса, позволяет проложить фарватер на участках акватории считавшихся ранее абсолютно непроходимыми.
Кооперация со шведской компанией, поставляющей экскаваторы, позволила приобрести и оборудовать платформу-носитель генераторной станцией, использующей фирменный дизельный двигатель Volvo Penta с рабочим объемом равным 16 литрам, что придает «Николаевцу» определенную автономность. При этом предусмотрена возможность переключения управления основными операционными средствами между центральным пунктом управления на командирском мостике, пультом главного механика и операторским местом экскаваторщика.
Географическое местоположение судна определяется по GPS навигатору. Передача управления происходит не по проводным линиям связи, а по Wi-Fi каналам. Это позволяет при необходимости достаточно быстро временно десантировать экскаватор для проведения строительных работ в прибрежной зоне.
Разработчики Volvo Construstion Equipment традиционно большое внимание уделяют эргономике оснащения места оператора экскаватора:
Для управления этим оборудованием должны допускаться только высококвалифицированные специалисты прошедшие специальную подготовку и имеющие представление о технологических особенностях работ по углублению дна и прокладке фарватеров. Работа в условиях плавучей платформы требует от оператора значительно более высокого мастерства по сравнению с оператором наземной машины.
Внедрение подобных судов позволит компаниям, работающим в бассейнах судоходных рек, отказаться от транспортировки грузов по железным дорогам, что обычно связано с нехваткой и неэффективным использованием подвижного состава. Стоимость же транспортировки грузов автомобильным транспортом имеет неоправданно высокую цену ввиду подорожания горючего, плохого состояния дорог и дополнительных затрат на ремонт транспортных средств.
Водный транспорт является наиболее экономичной формой доставки грузов. Однако земснаряды, имеющиеся в настоящее время в составе речного флота на постсоветском пространстве, представляют собой давно обветшавшие и морально устаревшие конструкции. Именно суда подобные «Николаевцу» позволят привести водные артерии в состояние, пригодное для их промышленного логистического использования.