По окончании второй мировой войны, на территории Советского Союза остро встал вопрос по выпуску новой техники, которая бы позволила справиться с последствиями войны. Страна, которая была разрушена немецкими захватчиками, нуждалась в технике для расчистки дорог, а также для строительных целей и таковым удачным примером стал выпуск автогрейдера ДЗ-122. Производство грейдеров начался одновременно на трёх заводах страны, в Брянске (завод «Брянский Арсенал»), в Челябинске — «Завод имени Колющенко», а также специализированное предприятие в Орле «Дормаш». Именно на последнем предприятие началось массовое производство техники, ставшее известным в СССР, как грейдер ДЗ-122.
По своей классификации, специализированная техника относится к самоходной группе транспорта, который имеет в передней части специальные приспособления, главным из которых является расположенный спереди полноповоротный отвал. Основной компонент и узел машины расположен под определенным углом по отношению к движению транспортной самоходной техники. Главное предназначение и функциональная особенность техники, это уборка взрыхлённого грунта или иного материала в сторону, создавая свободный проход и проезд транспортной технике или для выполнения дополнительных задач на автодороге.
Учитывая специфические технические характеристики автогрейдера ДЗ-122, можно отметить, что машина пользуется повышенным спросом у коммунальщиков, которые применяют машину для уборки территории ото льда и снега. Дополнительные функции машины, это планировка территории, разработка дороги, открытие дорожного корыта, оформление насыпей, а также специальных дорожных выемок. Машина используется также для финишных работ, например засыпание рвов и ямок.
Спецтехника способна выполнять разнообразные действия по планировке территории, совершая многократные операции, добиваясь при этом положительных результатов. Используя полноповоротный отвал, можно осуществлять разравнивание территории под любым требуемым углом. В некоторых случаях, когда требуется создание ровной поверхности корыта дорожного полотна, концевые элементы отвала можно переоборудовать в вертикальное положение, тем самым создаётся возможность управлять оформление дорожного полотна с достаточно высокой эффективностью.
Модернизация техники происходила несколько раз за все время существования компании «Дормаш», вместе с этим были разработаны уникальные технические характеристики грейдера ДЗ-122, которые применимы к большинству вариантов спецтехники среднего класса. Главной отличительной особенностью является то, что спецтехника относится к трёхосному классу машин специальной группы исполнения. На основной раме машины или на ее технической базе установлен передний тип поворотного момента, а также задняя приводная тележка. В ступичной части мостов предусмотрена конструкция специальных колёс с шинами, которые имеют размер 14,00х20,00 дюймов. Рабочее давление в шинах остаётся стабильным и должно поддерживаться в диапазоне 3 атмосфер.
Задняя тележка играет существенную роль работоспособности машины, и технические характеристики автогрейдера ДЗ-122А предусматривают размещение на рабочей раме дизельного двигателя, который закрыт конструкцией капота. Здесь же расположены рабочая кабина оператора спецтехники. Дополнительно технические характеристики автогрейдера ДЗ-122Б предусматривают конструкцию переднего моста, где устанавливается специальный бульдозерный нож с отвалом. Дополнительно, на внешней стороне задней тележки крепится подъёмный механизм, используемый в качестве кирковщика рыхлителя. Конструкционная часть имеет четыре независимые кирки, на которые производится крепёж автономных зубьев. Обратите внимание, что в спецтехнике имеется один недостаток, это очень быстрый износ зубьев кирковщика, поэтому приходится часто менять изношенные элементы на новые, поэтому, чаще всего при покупке автогрейдера ДЗ-122А заказывают дополнительные опции в виде зубьев для кирковщика. И все же, несмотря на наличие дополнительных опций, автогрейдер ДЗ-122Б ценится чаще всего за то, что в нем предусмотрен полноприводной отвал, который монтируется на раме, и установлен изначально под определенным рабочим углом, что прямо указывает на функциональные особенности специализированной техники.
Трансмиссионная часть машины зависит от конкретной марки машины, где КПП автогрейдера ДЗ-122 может иметь механическое или аналоговое гидромеханическое исполнение. Ниже приведём основные параметры для машины, которые характерны для всех моделей специализированной техники.
Название | Параметр |
---|---|
Общие размеры машины(длина*ширина*высота), в мм | 10 010х2 500х3 620 |
Автогрейдер ДЗ-122 вес в кг | 13800 кг |
Колея колёсная | 2000 мм |
Угловой наклон, для двух сторон | Более 20 градусов |
Колёсная формула для машины | 1х2х3. Одна поворотная часть колёс, две ведущие части и три оси. |
Данные па раме | Есть одна или две рамы, которые могут откладываться вправо или влево, на угол наклона до 30 градусов |
База для отвала | 2700 мм |
Ширина отвала неповоротной части | 2500 мм |
Бульдозерный отвал в ширину | 3090 мм |
Отпускание бульдозерного ножа ниже поверхности | На 50 мм |
Поворот ножа отвала | На 28 градусов для обеих сторон |
Допустимая ширина рыхления | 1366 мм |
Боковой отвал | Разворот на 90 градусов |
Спецтехника имеет улучшенные технические характеристики, которые позволяют осуществлять работы по оформлению дорожного полотна, а также для подготовки к дорожным работам. Кроме этого, коммунальщики считают, что только автогрейдер ДЗ-122 способен эффективно бороться с образование наледи на дороге.
Основное устройство машины включает в себя:
Современные модели машины оснащены система навигации, а также дополнительными опциями, позволяющие эксплуатировать машину в любых условиях работы. Рекомендуется использовать машину для работы с грунтами, которые относятся к I- IV категории. Причём на первые две категории, машина может эксплуатироваться без рыхлителей. На твёрдых типах грунта, обязательно предварительное рыхление для обеспечения эффективности работы машины.