Перед тем как начался распад Советского Союза, брянский завод «Брянский Арсенал» начал выпуск новой линейки продукции автогрейдер ДЗ-180. Инженера решили взять за основу имевший популярность в то время автогрейдер серии ДЗ-143. В целом получилась своеобразная копия автогрейдера, который имел общие узлы и компоненты с ДЗ-153 модели. По своей классификации грейдер ДЗ-180 относится к среднему ряду спецтехники, который работает исключительно с грунтами. Главное преимущество, это уникальная конструкция машины, которая сочетается с не менее мощным двигателем, предусмотренный в данной модели.
Сферы применения автогрейдерной техники
Как и большинство своих собратьев, технические характеристики автогрейдера ДЗ-180 предназначены для выполнения следующих операций:
Для обустройства дорожного полотна. В конструкции машины предусмотрен бульдозерный нож, который использует вспомогательный грейдерный отвал с встроенными поворотными кругами, где также имеется конструкция рыхлителя-кирковщика, имеющий достаточно большой диапазон рабочих возможностей. Эти характеристики позволяют использовать грейдер для работы с грунтом, которые относятся к I,II, III категориям, имеющие сложные характеристики рельефа.
При помощи уникальной спецтехники можно работать на сложных участках дороги, имеющие нестандартные характеристики рельефы.
Спецтехника автогрейдер ДЗ-180А применяется для формирования специального устройства корыта дорожного полотна.
Отличный вариант техники, который предназначен для смешивания грунта, в том числе с использованием добавок.
Кроме традиционных СДР, грейдер ДЗ-180 с задним мостом используют также при проведении очистных мероприятий на дороге, очистка обочин, городских улиц и площадей.
Используя рыхлитель и кирковщик, можно производить вскрытие изношенного дорожного полотна асфальта и булыжника.
В дорожной отрасли машина используется для обустройства обочин, прилегающих канав, а также для оформления прилегающей территории к дорожному полотну.
Автогрейдер ДЗ-180 в работе
Конструктивное строение автогрейдерной техники.
Учитывая сведения и данные руководства по эксплуатации, можно отметить, что устройство грейдера ДЗ-180 имеет следующие характеристики и принципиальное значение для СДР.
Мощность мотора составляет от 80 до 110 квТ, класс соответствия 140, что указывает на самоходный вариант исполнен я техники.
Конструкция ведомого рабочего органа машины прямо указывает на то, что техника относится к грейдерным агрегатам дорожного типа, которые имеют принципиальные характеристики полного поворота техники.
Колёсная схема имеет принципиальное значение. Тип А указывает на наличие передней оси, расположены Б — которая имеет заднюю тележку, на которой предусмотрено две оси с наличием четырёх ведущих колёс. В серии В — присутствует всего 3 оси.
Основой рамы является сочленённая шарнирная рама, которая в конструктивной части соединяет две полурамы, расположенные как спереди, так и сзади. Соединение всей конструкции производится вертикальными шарнирными соединениями, которые расположены непосредственно с осью балансировочной части тележки.
Главным рабочим органом машины является грейдерный отвал, который закреплён на поворотном круге, имеющий непосредственное соединение с тяговой рамой. В конструкции предусмотрены двухлезвийнные ножи, которые подлежать замене в случае выхода из строя (лёгкая замена).
Опция ГО перемещается по принципу вверх-вниз, за счёт встроенных гидравлических цилиндров. Разворот вокруг своей оси осуществляется на полноповоротном круге. Присутствует в конструкции дополнительная система цилиндров, которые под воздействие опции ГО перемещаются в угловом направлении соотношения, используемые для отделки откосов и насыпей дородного полотна.
Дополнительным рабочим инструментом является бульдозерный отвал, который расположен в передней части машины, а также специальный кирковщик, причём последний вариант навесного оборудования можно использовать в постоянном подвешенном состоянии. Кирковщик располагается в передней части машины, а в некоторых случаях в середине спецтехники, а также в задней части машины. При необходимости можно использовать дополнительную навеску для удлинителя рабочего отвала.
Современные модели имеют улучшенные технические характеристики грейдера ДЗ-180, где предусмотрены компьютерные технологи. Применение ГО совместно с компьютерными системами позволяет установить отвал в продольном и поперечном сечении, при этом можно добиться точности показатели оборудования для проведения обработки, как для грунтовой поверхности, так и для гравийного варианта.
Тип трансмиссии, который используется для ДЗ-180, одновременно относится к двум вариантам исполнения. По желанию покупателя, он может купить автогрейдер ДЗ-180 с механической системой управления, так и с гидромеханическим принципом работы.
Устройство автогрейдера ДЗ-180
Оператор техники может удобно распоряжаться своим рабочим пространством внутри салона кабины, где нет стеснённых условий работы. Эргономичное остекление позволяет оператору управлять машиной удобно и максимально комфортно. Для предупреждения загрязнения стёкол в машине предусмотрена конструкция стеклоомывателя и стеклоочистителя
Кресло оператора довольно комфортное, в нем предусмотрены системы регулировки, предназначенные для подстраивания рабочего места в соответствии с физическим строением тела человека. В машине предусмотрены дополнительные системы для комфортного пребывания в салоне, это отеплитель и кондиционер. В более поздних версиях машины появился приточно-вытяжной тип люка, а также новая инновационная приборная доска и вспомогательные рычаги управления машиной. В зоне доступной видимости расположены кнопки и рычаги управления, которые позволяют оператору взаимодействовать с грейдером в процессе работы.
Дополнительно продуманы системы безопасности эксплуатации машины, в случае опрокидывания транспортного средства, тем самым создаётся безопасность для жизни оператора на случай форс-мажорных обстоятельств.
Общие технические данные транспортного средства
Длительное хранение автогрейдера ДЗ-180 обусловлена специальной конструкцией транспортного средства, где есть возможности эксплуатировать машину как при температуре -40С, так и в условиях жаркого климата, до +40С. В таблице приведены основные технические данные спецтехники
Наименование
Значение
Класс спецтехники
Средний, тип 140
Вес машины, кг
12500
Технические параметры машины
8 950х2 500х3 510 мм
Размер отвала грейдера, кг
3 740х620
Размер отвала бульдозерного типа, мм
2 475х840
Максимальный вынос в сторону ГО по отношению к тяговой раме, мм
800
Вынос ГО по отношению основной плоскости грунта,мм
250
Количество зубьев рыхлителя, шт.
3
Ширина для обработки рыхлителем, мм
1300
Допустимая глубина обработки рыхлителем, мм
250
Общее управление
Гидравлическое
Рама (учитывается модификация)
Жесткий тип или шарнирно-сочленённый
Формула колёсная
1х2х3
Предельный радиус разворота, м
12,5
Размер колёсной базы в дюймах
14,0-20,0
Трансмиссионное управление
Гидравлика или Механика
Моторная часть
Дизель А-01МС или А-01М
Параметр мощности, л.с.
130
Скоростной режим
От 4 до 43 км\час в зависимости от положения машины
В 1994 году производитель начал выпуск новой модели грейдерного агрегата с индексом А, который указывал на наличие нового вида мотора, который имел серию Д-260.2, а также улучшенные по многим параметрам данные трансмиссии. Чуть позже решено было модернизировать действующий автогрейдер под новый тип машины, который получил название ГС-14-02. Данный модельный ряд ничем не отличается от принципиальной характеристики действующей серии, но имеет доработанные технические и конструкционные решения.