Трактор гусеничный Т-130 – яркий представитель промышленности СССР. Он выпускался с 1969 по 1988 года. Ускорение и увеличение промышленных процессов, разработка целины, строительства, прокладка коммуникаций в масштабах огромнейшей страны была единственно возможной при масштабной автоматизации ручного труда. История трактора Т-130 начинается в 1929 году, когда в молодом государстве возникла необходимость в технике высокой мощности.
Разработкой собственной техники заниматься не стали. Воспользовались Американской депрессией и пригласили инженеров компании «Альберт Канн» для наладки советской промышленности. За основу была взята американская машина «Катерпиллар-60», ее первым советским аналогом, выпущенным в 1933 году, стал «Сталинец–60». На базе этой модели и сконструирован Т-100М. Впоследствии он трансформировался в модельную линейку тракторов. Мощность трактора Т-130 составила 130 л.с., а после, увеличена до 160 и 180 л.с. Универсальной моделью до сих пор считается трактор Т-130, технические характеристики которого, лучшим образом сочетают цену и качество.
Благодаря тому, что Челябинский завод – действующее предприятие, есть возможность приобретать фирменные запчасти. Несмотря на снятие с производства в 1988 году, техника работает спустя 30 лет.
Модель трактора Т-130 используется во всех климатических поясах: в умеренном и тропическом – стандартное исполнение, в северных районах – с установкой подогрева двигателя.
Автономные гидравлические выводы, наличие большого числа навесного оборудования и модификации тракторов увеличивает типы производимых работ: укладка труб, свай и кабелей, рытье траншей, рыхление почвы, корчевание пней, заготовка леса. Универсальный трактор Т-130, управление которого зависит от установленного на нем оборудования, может использоваться как на однотипной работе, так и комплексной.
К плюсам можно отнести работу:
Такая мощность и прочность достигается в ущерб некоторым техническим сторонам, но если соразмерить плюсы и минусы, можно сказать, что трактор имеет только некоторые недостатки.
Изменялось устройство трактора Т-130 на протяжении всего времени: так мощность первоначального силового агрегата в 1981 году была увеличена до 160 л.с., соответственно увеличился и вес новой модификации трактора Т-170 до 16 тонн. Одновременно с изменением мощности модернизировали и всю конструкцию: увеличили ремонтопригодность и запас прочности всех узлов и агрегатов, а самое важное конструктивную преемственность всех моделей Т100М, Т-130, Т-170.
Сложная география страны требовала особых модификаций, так появились 2 типа:
Название | Т-130 | Т-130Б | Т–170 | Т-170Б |
---|---|---|---|---|
тяговый класс | 6 | 6-10 | 10 | 10 |
двигатель мощность | Д–130 | Д–160 | Д–160; Д–180 | Д–180 |
вес | 13400 | 15520 | 16000 | 17300 |
габариты | 5200х2480х3085 | 4748х3202х3081 | 4600х2480х3180 | 4210х2480х3250 |
колесная база | 2480 | 2473 | 2480 | 2880 |
ширина башмака | 500 | 900 | Базовый 500 класс Б 900 класс Т 460 трубоукл 690 | 900 |
колея | 1880 | 2282 | 1880 | 2282 |
просвет | 407 | 395 | 415 | |
Р гр, кгс/см² | 0,05 МПа | 0,0245 | 0,076 | 0,026 |
Расход топлива гр/кВт*ч (г/лс/ч) | 244,3 180 | 238 175 | 218 160 | 218 160 |
основной бак (солярка), л | 290 | 290 | 300 | 300 |
система охлаждения, л | 60 | 60 | 60 | 60 |
общий бак гидросистемы, л | 100 | 110 | 100 | 100 |
Корпус трактора, в том числе кабины, усилены жестким каркасом для большей безопасности. По степени обустройства, рабочее место оператора не сравнится с современной техникой. Но, если учесть время производства, оснащение кабины было на высоком уровне, трактор Т-130 один из первых, в котором появились:
Конструкция оснащена 2 типами гидравлических выводов для использования сменного навесного оборудования:
Удельная масса трактора Т-130 в базовой комплектации 14,3 тонны. При нормальной загрузке, трактор Т-130 имеет расход топлива в количестве 244,3 г/кВт/ч. Расход увеличивается в зависимости от прилагаемой нагрузки – качества грунта (песчаные, мерзлые), типа навесного оборудования.
Вес трактора Т-130, благодаря его конструктивным особенностям, составляет давление на почву 0,05 МПа/ см². Это обеспечивает хорошее сцеплении с поверхностью и увеличивает возможность проведения работ на различных типах почв: болотистых, песчаных, грунтовых, целинных.
Двигатель трактора Т-130 4-тактный с турбонаддувом. Дизельное топливо используется для основного двигателя, смесь бензина с моторным маслом (1:15) для предпускового подогревателя.
Модель сконструирована на полужесткой подвеске с поперечной полужесткой рессорой. Штампованные лонжероны, объединенные с задним корпусом моста, обеспечивают высокую прочность при распределении нагрузки вне зависимости от рабочей части. Установленная на задний мост муфта и ленточный тормоз вокруг нее, позволяют развернуть машину практически на месте.
Узнать, сколько весит гусеница от трактора Т-130 можно, умножив вес одного башмака (65,8 кг) на 38. Общий вес составит 2,5 тн. Ширина стандартного полотна 500 мм.
Установлена 8-ступенчатая трансмиссия с замкнутой муфтой. Сцепления трактора Т-130 регулирует скорость движения:
КПП трактора Т-130 4-вальная с 4-дисками сцепления (2 ведущие и 2 ведомые). Редуктор 2-ступенчатый с многодисковыми фрикционами и конической передачей. Управление происходит при помощи рычажной системы, через фрикционы ленточного типа.
Установленная на трактор Т-130 коробка передач и трансмиссия совместно с двигателем обеспечивают максимальный показатель тягового усилия, которое достигается при V=2,6 км/ч = 128,2 кН.
Все виды ТО направлены на поддержание транспорта в максимально приближенном к первоначальному состоянию, не менее 80 %. Существует 3 варианта проведения ТО (первые 2 выполняются по графикам и планам, третий регулярно):
Капитальные ремонты проводятся комплексно, профилактический, горячий выполняются для конкретных узлов и агрегатов.
В настоящее время Челябинский тракторный завод – это действующее предприятие.
Благодаря хорошему запасу прочности и возможности приобрести новые запчасти, ЧТЗ интенсивно используется в настоящее время, модели 6 класса прочности уже практически себя изжили, но найти технику с двигателями Т-160 и Т-180 выпускаемую в период 1988-2002 годах подыскать несложно. Стоимость находится в диапазоне от 250 тыс.руб. и достигает до 1 млн. 250 т.р. Все зависит от состояния агрегата.