Трактор ДТ-20 – легенда советского послевоенного тракторостроения. Харьковский тракторный завод за период с 1959 по 1968 годы выпустил 248,4 тысяч машин в 12 модификациях. В настоящее время работоспособных тракторов практически не осталось. Некоторые отреставрированные экземпляры находятся в музеях, единичные модели восстанавливаются энтузиастами, но их время ушло, а технические характеристики трактора ДТ-20 устарели.
Инженерные и конструкторские решения, использованные в ХТЗ ДТ-20, легли в основу дальнейших разработок сельскохозяйственных машин. Эта модель послужила прототипом для тракторов ДТ-25 и ДТ-75.
Малогабаритная сельскохозяйственная машина разрабатывалась в расчете на массовое производство и должна была занять сегмент универсальных тракторов для всех типов хозяйств. Основное ее назначение — транспортировка навесных орудий при обработке посадок. Пропашные работы возможны только на легком грунте. В хозяйствах также используют эту спецтехнику как компактный тягач. Вес трактора ДТ-20 – 1,5 тонны, вес транспортируемого груза – всего 700 килограмм, но этого хватает для вывоза урожая с поля к месту перегрузки.
Главным потребителем техники стали виноградарские, садоводческие и овощеводческие хозяйства, в том числе тепличные. Разработчики сделали из трактора трансформер: с переменным клиренсом, регулируемой шириной колеи, возможностью разворота поста управления на 180 градусов и переделки на движение задним ходом (реверс).
Длина базовой модели трактора – 3040 мм. Ширина – 1304 мм. Высота – 1442 мм.
Параметр | Значение |
---|---|
Мощность двигателя | 18 л.с. (13,2 кВт) |
Рабочая скорость вперед | 5,03-18 км/ч |
Скорость реверсная | 16 км/ч |
Специальная скорость при подключении ВОМ> | 0,87 км/ч |
Габариты | Переменные, зависят от модификации |
Масса | 1,5 т |
Грузоподъемность прицепа | 700 кг |
На тракторе ДТ-20 установлен одноцилиндровый четырехтактный дизель с непосредственным впрыском. Максимальная мощность при 1800 оборотах/минуту составляет 20 лошадиных сил, номинальная мощность при 1600 оборотах/минуту = 18 л.с. Водяное охлаждение предохраняет двигатель от перегрева в любую жару. Запускается электрическим стартером.
Основные параметры двигателя:
Очевидно, что трактор мог проработать без дозаправки световой день – 12 часов.
В тракторе отсутствует рама. Жестко связанные узлы двигатель-коробка передач-ведущий мост образуют основу, на которую прикреплены все прочие узлы, механизмы и органы управления.
Задние колеса – ведущие, передние – управляемые. Крепление передних колес к мосту жесткое, но сам мост качается по вертикали, реагируя на неровности.
Коробка передач механическая, обеспечивает четыре передаточных числа вперед, задняя передача не предусмотрена, вместо нее используется реверс.
Кабина в тракторе ДТ-20 отсутствует. Оборудован открытый пост управления машиной, оснащенный жестко закрепленным сиденьем для тракториста и никак не защищенный от погодных условий. Завод устанавливает тент, но его срывает ветром и он не спасает от дождя, поэтому от него в хозяйствах отказались.
В пост управления выведены рулевое колесо на вертикальной колонке, рычаг сцепления, рычаг передач, рычаг включения реверса, педали правого и левого тормоза и газа.
Органы управления приспособлены для разворота поста управления на 1800 и эксплуатации трактора в реверсном режиме движения.
Заводское навесное оборудование ориентировано для виноградарства, но допускается навешивать и другие агрегаты.
Производитель разработал в комплекте поставки:
В хозяйствах к трактору подвешивали бороны, культиваторы, легкие плуги, косилки.
Популярность ДТ-20 за рубежом потребовала продумать экспортное исполнение базовой модели с учетом законодательства стран-покупателей, а широкий спектр применения хозяйствами внутри государства – учесть специфику возделываемых культур.
Основные базовые модификации
«ДТ-20-С1» – установлены шины «8-32», модель предназначена для пропашки и культивации междурядий.
«ДТ-20-С2» – установлены шины «10-28», универсальная модель для работ общего назначения и транспортировки прицепа на небольшие расстояния.
Экспортные модификации
«ДТ-20-С3» – колеса «10-28», расширены крылья, добавлена светотехника – ходовые фары, стопы, фара заднего хода. Предусмотрено крепление номерного знака.
«ДТ-20-С4» – аналог «ДТ-20-С3» для стран с левосторонним движением.
«ДТ-20-С5» – исключительно для Нидерландов и Франции. Огни расположены в соответствии с требованиями местных законов, также, по требованию покупателя, улучшена система охлаждения.
«ДТ-20-С6» – расширены возможности работы с навесным и прицепным оборудованием.
Экзотические модификации
«ДТ-20В» – зауженный гусеничный вариант трактора, для работы в междурядьях виноградников и на овощных плантациях.
«ДТ-20К» – модификация для обработки высокорослых культур. Клиренс составляет 1,5 метра, а дорожная колея – 2,1 метра. Побеги культур, например, кукурузы, трактор этой модификации мог пропускать под собой.
«ДТ-20У» (узкий). Особо узкая и маневренная модель трактора для работы в ограниченных пространствах — теплицах, животноводческих фермах.
Все модификации «ДТ-20» выпускались в «высоком» и «низком» исполнении. Условно – для садоводства и овощеводства. Клиренс «низкого» исполнения – 0,308 метра, клиренс «высокого» исполнения – 0,515 метра.