Сдаете Вашу технику? Пишите!

ospetstehniki@mail.ru

Добавить в закладки

Технические характеристики трактора ДТ-54

оглавление

Краткая история возникновения модели

В послевоенные годы в СССР восстановить сельское хозяйство и промышленность без помощи мощных тяговых машин было невозможно. Трактор ДТ-54, технические характеристики которого на тот момент достигли одних из лучших показателей, разработан на Сталинградском тракторном заводе еще в 30-е годы, но получил свое признание, как наиболее эргономичный и функциональный, в 1949 году. С этого момента стартуют его масштабное производство и постоянная модернизация. Техника также поставлялась в дружеские страны.

Трактор ДТ-54 имел дизельный двигатель мощностью 54 л.с.
Трактор ДТ-54 имел дизельный двигатель мощностью 54 л.с.

Общие сведения, назначение, область применения

Дизельный трактор мощностью мотора 54 л. с. относится к 4 тяговому классу. Он поставлен на гусеничную базу, что позволяет справляться с нагрузками с различным знакопеременным значением. ДТ-54 – полноценный приводной трактор, который используется на всех типах работ:

  • сельское и лесное хозяйства;
  • промышленность.

Более поздние модификации получили увеличенную ширину гусениц, которая снижает давление на почву и позволяет использовать технику на болотистых и мягких грунтах.

Перечень работ, в которых был задействован ДТ-54:

  • вспашка, в том числе целины;
  • культивирование почвы;
  • косьба;
  • боронование;
  • посевная;
  • полив;
  • посадка деревьев.

Преимущества и недостатки

В течение всего периода производства использовалась тактика «обратной связи», с помощью которой введены технические усовершенствования:

  • ДТ-54 обладает простой конструкцией, высокой степенью ремонтопригодности.
  • Применение термической обработки для увеличения износостойкости (задней оси, декомпрессионного механизма).
  • Использование сплавов на основе алюминия (поршневая группа).
  • За счет применения легированных сплавов вес трактора ДТ-54 изменился, он был снижен на 25 кг.
  • Конструктивная преемственность моделей, поскольку модификации разрабатывались на одной базе.
  • Внедряется модульная система ведущих агрегатов и узлов, упрощается механизм управления.
  • Внедряются предохранительные накладки, дорабатываются конструктивные недоработки.
Ходовая часть трактора ДТ-54
Ходовая часть трактора ДТ-54

Недостатки конструкции существовали, но постоянная работа над модернизацией позволила создать мощную и практичную технику. Тем не менее, сохранились:

  • тяжелое управление муфтой сцепления;
  • некомфортная кабина;
  • большой расход топлива на максимальной нагрузке (примерно 35-45%).

Модификации

Трактор ДТ-54 в работе в стандартных условиях зарекомендовал себя отлично, но большие площади подвижных, болотистых и песчаных почв требовали особого подхода к обработке, поэтому вскоре появилась модификация ДТ-54А, которая получила широкие гусеницы и уменьшенный вес. Давление на почву составило 0,41 кг/см². Впоследствии именно модель ДТ-54А получила несколько модификаций:

ДТ-54А-С1 — увеличенный спектр работ за счет устройства агрегатно-гидравлической системы раздельного типа (основные и выносные силовые цилиндры).

ДТ-54А-С2 — аналог предыдущей модели, без устройства для навесного оборудования, соответственно, и раздельной АГ системы.

ДТ-54А-С3 — модификация для работы только с прицепными механизмами.

ДТ-54А-С4 — полный аналог ДТ-54А-С1, но без выносных силовых цилиндров.

Технические характеристики всех модификаций

МодификацияНавесные гидроцилиндрыНавесная система для целевого оборудованияСиловые гидроцилиндрыКомплект АГ системы
ДТ-54А++++
ДТ-54А-С1++
ДТ-54А-С2++
ДТ-54А-С3++
ДТ-54А-С4++

Схемы с кратким описанием

Схематическое устройство трактора ДТ- 54
Схематическое устройство трактора ДТ- 54

Трактор сконструирован по классической схеме и состоит из:

  • ходовой;
  • двигателя;
  • управления;
  • вспомогательного оборудования.

Устройство. Отличительные особенности

Четырехтактный бескомпрессорный двигатель Д-54 был заменен на усовершенствованный Д-54А с увеличенным ресурсом работы за счет использования алюминиевых сплавов, 2-ступенчатой очистки масла и воздушного потока. Запускается за счет бензинового мотора ПД-10. Расположение клапанов – верхнее вертикальное в головке цилиндра с Ø 125 мм и ходом поршня 152 мм.

Одновременно с новым двигателем был установлен бак на 250 литров. При потреблении 205 г/час топлива хватало максимум на 1000 часов (при увеличении нагрузки время уменьшалось). Общий объем 7,4 литра, мощностью 54 л. с. обеспечивает крутящий момент 35 кГм 1300 оборотов в минуту.

Сцепление использовалось 1-дисковое сухое с 5 ступенями передач и ходоуменьшителем, который обеспечивает движение ТС на 10 медленных скоростях (с соответствующим увеличением тяговой силы). Техника развивает скорость до 7,9 км/час вперед и 2,43 км назад.

Трансмиссия состоит из муфты, КПП, заднего моста, соед. вала и конечной передачи, которая преобразует вращение ВОМ и ведущих колес. В моделях, выпущенных после 1956 года, задний мост сделан с раздельным управлением муфтами поворота и тормозами.

Подвеска трактора — с балансирными каретками. Гусеничная лента (41 звено) с цевочным зацеплением, имеет собственное колесо, приводящее ее в движение. Тормоза ДТ-54 бортовые, механические ленточного типа, мало подверглись трансформации.

Схематическое изображение двигателя трактора ДТ-54
Схематическое изображение двигателя трактора ДТ-54

Обслуживание и ремонт

Поскольку выпуск ДТ-54 и его модификаций завершен в 1979 году, а новых или моделей после капитального ремонта с использованием новых деталей теоретически нет, то такой важный момент как обкатка оборудования можно упустить. Обслуживание сохранившейся техники начинают с осмотра передней части:

  • наличие течи воды и масла из радиатора и смежных элементов;
  • крепление передней облицовки и шторки радиатора;
  • крепления, регулировка;
  • замена масла в трансмиссии (по таблице);
  • промывка картеров, масляных фильтров, центрифуги.

Левая сторона трактора проверяется так:

  • крепление подвижных элементов (щипка капота, крестовины вентилятора, натяжного мех-ма, конечной передачи, узлов ходовой);
  • крепление неподвижных элементов (левой стойки, бака радиатора, бруса, коллектора, фильтра, насоса гидравлики, распределителя гидравлической системы);
  • крепления поверхностных элементов (топливный бак, крышка моста, корпус тормозов, крепления деталей навесной системы).

После прохождения ТО проводится проверка двигателя в течение 5 минут на холостых оборотах. При замене поршневых колец, подшипников (шатунных, коренных) трактор подлежит обкатке на 1, 2, 3 передачах по 0,5 часа.

Замена масла производится каждые 100 моточасов. Замена смазки трансмиссионной – каждые 1000 часов.

После каждого осмотра и обкатки составляют акт приема-сдачи с занесением информации в паспорт.

Производитель

В массовое производство трактор запущен в 1949 году одновременно на трех заводах, а снят с производства поэтапно:

  1. Сталинградский – в 1963 г.
  2. Харьковский – в 1961 г.
  3. Алтайский – в 1979 г.

Всего было выпущено 958 700 единиц техники.

Видео: Трактор Т-74 фильм | Обзор, Ретро Тест-драйв, История создания |


похожие статьи