В послевоенные годы в СССР восстановить сельское хозяйство и промышленность без помощи мощных тяговых машин было невозможно. Трактор ДТ-54, технические характеристики которого на тот момент достигли одних из лучших показателей, разработан на Сталинградском тракторном заводе еще в 30-е годы, но получил свое признание, как наиболее эргономичный и функциональный, в 1949 году. С этого момента стартуют его масштабное производство и постоянная модернизация. Техника также поставлялась в дружеские страны.
Дизельный трактор мощностью мотора 54 л. с. относится к 4 тяговому классу. Он поставлен на гусеничную базу, что позволяет справляться с нагрузками с различным знакопеременным значением. ДТ-54 – полноценный приводной трактор, который используется на всех типах работ:
Более поздние модификации получили увеличенную ширину гусениц, которая снижает давление на почву и позволяет использовать технику на болотистых и мягких грунтах.
Перечень работ, в которых был задействован ДТ-54:
В течение всего периода производства использовалась тактика «обратной связи», с помощью которой введены технические усовершенствования:
Недостатки конструкции существовали, но постоянная работа над модернизацией позволила создать мощную и практичную технику. Тем не менее, сохранились:
Трактор ДТ-54 в работе в стандартных условиях зарекомендовал себя отлично, но большие площади подвижных, болотистых и песчаных почв требовали особого подхода к обработке, поэтому вскоре появилась модификация ДТ-54А, которая получила широкие гусеницы и уменьшенный вес. Давление на почву составило 0,41 кг/см². Впоследствии именно модель ДТ-54А получила несколько модификаций:
ДТ-54А-С1 — увеличенный спектр работ за счет устройства агрегатно-гидравлической системы раздельного типа (основные и выносные силовые цилиндры).
ДТ-54А-С2 — аналог предыдущей модели, без устройства для навесного оборудования, соответственно, и раздельной АГ системы.
ДТ-54А-С3 — модификация для работы только с прицепными механизмами.
ДТ-54А-С4 — полный аналог ДТ-54А-С1, но без выносных силовых цилиндров.
Модификация | Навесные гидроцилиндры | Навесная система для целевого оборудования | Силовые гидроцилиндры | Комплект АГ системы |
---|---|---|---|---|
ДТ-54А | + | + | + | + |
ДТ-54А-С1 | + | — | — | + |
ДТ-54А-С2 | + | — | — | + |
ДТ-54А-С3 | — | + | — | + |
ДТ-54А-С4 | + | + | — | — |
Трактор сконструирован по классической схеме и состоит из:
Четырехтактный бескомпрессорный двигатель Д-54 был заменен на усовершенствованный Д-54А с увеличенным ресурсом работы за счет использования алюминиевых сплавов, 2-ступенчатой очистки масла и воздушного потока. Запускается за счет бензинового мотора ПД-10. Расположение клапанов – верхнее вертикальное в головке цилиндра с Ø 125 мм и ходом поршня 152 мм.
Одновременно с новым двигателем был установлен бак на 250 литров. При потреблении 205 г/час топлива хватало максимум на 1000 часов (при увеличении нагрузки время уменьшалось). Общий объем 7,4 литра, мощностью 54 л. с. обеспечивает крутящий момент 35 кГм 1300 оборотов в минуту.
Сцепление использовалось 1-дисковое сухое с 5 ступенями передач и ходоуменьшителем, который обеспечивает движение ТС на 10 медленных скоростях (с соответствующим увеличением тяговой силы). Техника развивает скорость до 7,9 км/час вперед и 2,43 км назад.
Трансмиссия состоит из муфты, КПП, заднего моста, соед. вала и конечной передачи, которая преобразует вращение ВОМ и ведущих колес. В моделях, выпущенных после 1956 года, задний мост сделан с раздельным управлением муфтами поворота и тормозами.
Подвеска трактора — с балансирными каретками. Гусеничная лента (41 звено) с цевочным зацеплением, имеет собственное колесо, приводящее ее в движение. Тормоза ДТ-54 бортовые, механические ленточного типа, мало подверглись трансформации.
Поскольку выпуск ДТ-54 и его модификаций завершен в 1979 году, а новых или моделей после капитального ремонта с использованием новых деталей теоретически нет, то такой важный момент как обкатка оборудования можно упустить. Обслуживание сохранившейся техники начинают с осмотра передней части:
Левая сторона трактора проверяется так:
После прохождения ТО проводится проверка двигателя в течение 5 минут на холостых оборотах. При замене поршневых колец, подшипников (шатунных, коренных) трактор подлежит обкатке на 1, 2, 3 передачах по 0,5 часа.
Замена масла производится каждые 100 моточасов. Замена смазки трансмиссионной – каждые 1000 часов.
После каждого осмотра и обкатки составляют акт приема-сдачи с занесением информации в паспорт.
В массовое производство трактор запущен в 1949 году одновременно на трех заводах, а снят с производства поэтапно:
Всего было выпущено 958 700 единиц техники.