Как известно, Советский Союз всегда славился «масштабными» проектами. Почти всегда изготавливались огромные станки, большие машины, внушительные вычислительные агрегаты. При этом забывали, что миниатюрная техника может сыграть значительную роль в хозяйстве и технические характеристики трактора КМЗ-012 доказывают, что большие параметры – не главное. В будущем планируется возложить задачи сельского хозяйства, строительства на миниатюрную технику. Курганский машиностроительный завод сумел представить совершенно иной вид минитехники, где характеристики трактора КМЗ-012 ни в чем не уступали зарубежным аналогам.
Минитрактор КМЗ-012 без кабины
Чтобы заставить «полюбить» технику нужно было найти интересные способы и идеи, так как рынок в ту пору, был наполнен китайскими моделями и производители из Поднебесной, вытеснили российские механизмы с отечественного рынка. Заводу это удалось, за счёт внедрения на мини-трактор КМЗ-012 навесного оборудования, которое производилось на этом же заводе в Кургане.
Курганское предприятие «Курганмашзавод» ранее было известно, выпуском военной технику БМП, которая поставлялась в 23 страны мира. Конверсия военного производства затронула предприятие, как и всю военную отрасль в 80-е годы прошлого столетия. до того, как предприятие начало производить трактор КМЗ-012, в 50-60-е годы прошлого столетия завод имел опыт выпуска крановой техники.
Учитывая новые экономические реалии, завод вынужден был вернуться к производству техники, и в 2002 году, после длительных экономических расчетов с конвейера сошёл первый отечественный мини-трактор, производства России. Через 3 года, новый миниатюрный трактор станет обладателем престижной премии России «100 лучших товаров страны в 2005 году».
МТЗ-012 с дополнительным оборудованием
В официальной инструкции по эксплуатации трактора КМЗ-012 можно увидеть следующие данные по техпараметрам машины:
Название | Значение |
---|---|
Класс тяговый | 0,2 Т |
Режим усилия на тяговое значение | 2,1кН |
Количество передач вперёд | 5 или 4 |
Количество передач назад | 1 или 2 |
Длина машины без навесной части | 1972 мм |
Ширина трактора | 962 мм |
Высота с крышей | 2040 мм |
Высота без крыши | 1975 мм |
Режим колеи | 700 мм или 900мм (опционально) |
Агротехпросвет | 300 мм |
Вес трактора | 697 или 732 кг (зависит от комплектации навесного оборудования) |
Двигатель трактора КМЗ-012 имеет несколько вариантов исполнения, ниже приведены основные характеристики каждого из них, так как в руководстве по эксплуатации трактора КМЗ-012 допускается использование того или иного вида мотора.
Марка | Мощность | Дополнительно |
---|---|---|
СК-12, Казахстан | 12 л.с. | Расход топлива бензина– 335 г/кВт, 248 г/л.с. в час; |
В2Ч 8,2/7,8, Челябинск, Россия | 12 л.с. | Расход ГСМ дизеля – 258 г/кВт, 190 г/л.с. в час. |
VANGUARD 16НР 305447, США | 14,5 л.с. | Расход топлива – 381 г/кВт, 280 г/л.с. в час. |
HATZ 1D81Z, США | 14,3 л.с. | Расход дизеля– 255 г/кВт, 187,5 г/л.с. в час. |
Номинальный оборот у всех марок 3000 об/мин, за исключением СК-12, имеющего 3100 об/мин.
КМЗ-012 на уборке снега
Производитель не отдал предпочтение одной из марок, до сих пор многие серии мини-тракторов комплектуются моторами разных производителей.
Машина оснащена единой 6-ти скоростной коробкой передачи. Но первые модификации имели 5 передних скоростей и 2 – назад. У поздних версий техники переключений скоростей при режиме вперёд – 4, в обратном направлении – 2.
Сама КПП шестерёнчатого вида, механического принципа, с встроенной двухступенчатой главной передачей конической и цилиндрической формы. Исходя из принципа строения КПП, можно выделить следующие данные
Параметр | Значение |
---|---|
Скорость назад | 4,49 км\час |
Минимальная скорость вперёд | 1,42 км\час |
Максимальная рабочая скорость вперёд | 6,82 км\час |
Максимальная транспортная скорость вперёд | 15,2 км\час |
У курганского трактора никогда не было переднеприводного принципа работы. Трактор имеет заднеприводную модель моста. Передними колесами можно управлять на балансировочной балке. Это позволяет гасить неровности на дороге, преодолевать имеющиеся дефекты и препятствия дорожного полотна. Оба вида моста могут автономно регулировать ширину колеи в диапазоне от 700 до 900 мм.
Трансмиссия имеет механический принцип работы, с однодисковым фрикционным видом, полностью сухим принципом сцепления. Тормозная система снабжена дисковым типом и вмонтирована в редуктор мини-машины.
Тракторная техника имеет два варианта установки вала отбора мощности, то есть передний, и дополнительный задний. Это позволяет в полной мере использовать встроенное навесное оборудование без потери качества трансмиссионной части мини-трактора КМЗ-012.
Производитель предусмотрел два варианта места оператора – кабинный и без нее. Последний наиболее популярный, так как техника в основном используется в летнее время, и нет необходимости в использовании защитной конструкции, а также это связано с выполнением несложных сельскохозяйственных работ со стороны оператора. Под откидным сидением водителя расположен – топливный бак и аккумулятор. Панель управления находится перед оператором, здесь есть все необходимые пульты и кнопки.
При желании трактор можно дополнить кабиной (она имеет съёмное исполнение). При этом на панели можно настроить все необходимые операции, в том числе обеспечить обогрев кабины в холодное время года.
Исходя из отзывов владельцев мини-трактора, можно отметить положительных характеристики машины:
Производитель предлагает до 23 вариантов навесного оборудования, которое можно использовать как в сельском хозяйстве, так и в строительной сфере, а также применить при строительстве и ремонте дорог.
Наряду с массой достоинств, в машине есть определённые недостатки, которые включают:
Последний момент оказывает негативное влияние на расход топлива, который значительно увеличивается на местах появления подтёков и трещин. Вопрос можно решить путём замены масла и устранения трещин при помощи термостойкого универсального герметика.
Производителем не выполнялась модернизация машины, не считая добавления силовых установок для функциональной работы мини-трактора. Производитель не ставил задачу создавать новые модель мини-трактора. Он постоянно вносил изменения в имеющуюся. Так, усовершенствовался гидравлический насос, был установлен 3-секционный тип гидрораспределителя, предусмотрен монтаж сдвоенных комплектов для задних колёс. Все остальные технические характеристики остались на прежнем уровне.
Мини-трактор пользуется спросом, благодаря невысокой цене, которая на рынке колеблется от 60 тысяч рублей до 250 тысяч рублей, в зависимости от типа силовой установки на мини-тракторе. Популярность и востребованность машины невысокая, так как некоторые технические параметры машины уступают более дешёвым аналогам китайского производства. Но с другой стороны, это первый тип российского мини-трактора, который открыл широкие возможности для тракторостроителей страны.