Первый представитель модельного ряда тракторов ЛТЗ-55 сошел с конвейера Липецкого тракторного завода в 1991 году. Инженеры завода разработали передовую модель, оснащенную специализированными приспособлениями и готовую к тяжелой работе в поле. Трактор стал успешным конкурентом аналогичной зарубежной техники, по отдельным показателям даже превосходя импортные образцы. Работники сельского хозяйства были удовлетворены новинкой. С тех пор технологии шагнули далеко вперед, но трактор ЛТЗ-55 все еще пользуется спросом и считается надежной машиной, простой и в достаточной мере удобной.
Трактор ЛТЗ-55 на поле
Трактор ЛТЗ-55 пришел на поля на смену Т-40М, уже устаревшему и значительно отстававшему от разработок зарубежных аналогов специализированной техники. Новинка предназначалась для сезонных работ и оснащалась разнообразным обвесом, поэтому трактор применялся не только в поле, но и в животноводстве, дорожном хозяйстве.
Трактор ЛТЗ-55 предназначен для использования в лесном и сельском хозяйстве, служил для работ коммунального характера. Эта техника принадлежит к классу 0,9 тяговых машин и дополняется навесным и прицепным оборудованием.
С трактором используются:
ЛТЗ-55 — машина универсального назначения, колесного типа с дизельным двигателем рабочим объемом 4,1 л. Габариты трактора: длина 375 см, ширина 171 см, максимальная высота 256 см. Клиренс учитывал условия сельской местности — 500 мм. Полная масса агрегата — 2900 кг. Привод базовой модели выполнялся на задние колеса.
Трактор ЛТЗ-55 со снегоуборочным оборудованием
Область применения этого трактора — окучивание, вспашка, культивация и боронение, посев и уборка урожая, разгрузка и погрузка, а также транспортировка грузов.
Выпущенная более 20 лет модель ЛТЗ-55 до сих пор используется на полях. Надежность и долговечность — несомненные преимущества этого трактора. Его основная характеристика — универсальность. Трактор обладает высокой проходимостью и управляемостью, а также может использоваться для широкого списка работ из разных областей деятельности, совместим с любым дорожным, хозяйственным и сельскохозяйственным оборудованием.
Трактор неприхотлив в обслуживании, ремонтопригоден, удобен в эксплуатации. Его дизельный двигатель получил систему воздушного охлаждения, что значительно снизило количество поломок при повышенной и длительной нагрузке. Система охлаждения трактора ЛТЗ-55 позволяет эксплуатировать модель даже в условиях крайнего севера.
В 90-х трактор стал одной из первых моделей, учитывающих удобство водителя. Толстые ударопрочные стекла трактора ЛТЗ-55 защищают кабину от ветра и частично от перепадов температур. Сельским жителям трактор ЛТЗ-55 понравился своими компактными размерами (небольшими для техники такого класса).
Кабина трактора ЛТЗ-55
Несмотря на остановку производства, трактор ЛТЗ-55 до сих пор используется и остается активной позицией на рынке сельхозтехники. Запчасти и узлы ко всем агрегатам найдутся в любом специализированном магазине запчастей, часть поломок можно исправить своими руками.
Из недостатков в ходе эксплуатации были отмечены слабость звукоизоляции и отсутствие кондиционирования в кабине трактора. Довольно умеренная для трактора масса, удобная на дороге, в поле оборачивается недостатком — с груженым прицепом трактор может забуксовать.
Для популярной модели производитель разработал несколько модификаций. На ее базе созданы трактора:
Модельная линейка тракторов на основе ЛТЗ-55 по основным параметрам не сильно отличается от базовой модели. Некоторые параметры приведены в таблицах.
Шины | |||
ЛТЗ-55 | ЛТЗ-55А | ЛТЗ-55АН | |
Передние | 8,3-20 | 8,3-20 | 6,5-16 |
Задние | 13,6R38 | 13,6R38 | 14,9R330 |
Габаритные размеры, мм | |||
ЛТЗ-55 | ЛТЗ-55А | ЛТЗ-55АН | |
Длина | 3750 | 3920 | 3920 |
Ширина | 1710/2170 | 1710/2170 | 2210 |
Высота по кабине | 2560 | 2600 | 2520 |
Колея, min/max | 1375/1840 | 1375/1840 | 1300/1845 |
Продольная база | 2145 и 2120 | 2250 | 2240 |
Агротехнический просвет | 500 и 600 | 540 | 330 |
Базовая модель трактора ЛТЗ-55 получила дизельный мотор объемом 4,1 л, обозначенный Д-144. По конструкции 4-цилинровый, вертикально-рядный, мощностью 50 л. с. Двигатель выпускался на Владимирском моторно-тракторном заводе. Агрегат имел 4 цилиндра, расположенных вертикально в ряды. По инструкции трактора ЛТЗ-55 расход топлива указан 249 г/кВт.ч., бак рассчитан на 70 литров, но по отзывам владельцев трактор довольно экономично расходует горючее. Скорость — до 30 км/час, задний ход — до 6 км/час.
В паре с дизельным мотором идет восьмиступенчатая механическая коробка передач с функцией заднего хода. С такой трансмиссией используется сцепление сухого фрикционного типа. Тормоза комбинированные ленточно-дисковые.
Трактор ЛТЗ-55 с культиватором
Трактор ЛТЗ-55 устанавливался на жесткую подвеску на задней колесной паре и пружинный блок спереди. Это увеличивало грузоподъемность и улучшало проходимость машины. Максимальная грузоподъемность трактора на задней оси полторы тонны.
Рулевой механизм дополнен гидроусилителем для повышения управляемости и маневренности. Стойка регулируется по высоте и наклону.
Кабина полностью герметизирована. Есть шумо- и виброизоляция, а также освещение. Чтобы работать в кабине было еще более комфортно, она оснащена отопительной и вентиляционной системами. Так конструкторы смогли добиться комфортной температуры внутри. Среди новинок можно выделить остекление. Теперь оно имеет большую площадь. Кресло стало гораздо удобнее, а регулировать его можно как под вес, так и под рост.
В эксплуатации трактор ЛТЗ-55 неприхотлив. С регулярным техническим обслуживанием и ремонтом тракторист вполне может справиться сам. Технические характеристики трактора ЛТЗ-55 позволяют в случае поломки починить его прямо в поле.
Инструкция по эксплуатации и техническому обслуживанию устанавливает периодичность планового, среднего и капитального ремонта в зависимость от количества рабочих часов. Первое ТО после 60 часов в поле, затем через 10 часов, перед отправкой на хранение и в ходе подготовки к полевым работам. После завершения рабочего сезона (по завершению сельхозработ) трактор отправляется на техосморт и ремонт.
Самое слабое место модели — шпильки в сцеплении. Для решения этой проблемы опытные мастера советуют ставить шпильки от старых советских тракторов Т-40.
Вызывают нарекания сальники и прокладки, из-за которых случаются протечки топлива и смазочных материалов. Эти расходники стоит менять даже чаще, чем указано в инструкции.
Трактор ЛТЗ-55 более тридцати лет был флагманом производства Липецкого тракторного завода. Производство было запущено в 1937 году, на заводе делали артиллерийские военные тягачи. Но, наблюдая признаки приближающейся победы и понимая необходимость восстановления страны и сельского хозяйства, в феврале 1943 года Государственный комитет обороны дал задание организовать в Липецке в сохранившихся корпусах предприятия «Станкострой» производство тракторов.
Для запуска тракторной промышленности из действующей армии отзывали специалистов: инженеров, технологов, рабочих. Первая модель сошла с конвейера на гусеницах. Это был «Кировец-35» с бензиновым карбюратором ЗИС-5Т. Еще довольно «сырой», но успешно работающий трактор в конце 1944 стали отправлять на поля Крыма и Северного Кавказа.
Одновременно завод занялся разработкой трактора с более надежным дизельным двигателем. В 1950 появился «Кировец» — первый пропашной гусеничный трактор, который помог освоить механизацию возделывания сахарной свеклы. На тот момент это была важнейшая задача для сельского хозяйства.
Самая массовая модель, учитывая многочисленные модификации — колесный трактор Т-40. Он оказался одним из самых надежных среди тракторов, выпускаемых предприятиями стран-членов СЭВ. C 1966 по 1970 годы трактор участвовал в международных выставках народного хозяйства в Москве, Лейпциге и Маркклееберге. В музее завода хранятся полученные им золотые медали.
Преемником именно этой легендарной модели стал трактор ДТЗ-55, получивший от нее свой дизель, модернизированный и усиленный. Чтобы снизить расход топлива (слабое место у Т-40), инженеры завода оптимизировали распределение массы узлов трактора на передний и задний мост. Продолжились разработки его модификаций, за время выпуска модели количество дополнительного оборудования и навесных агрегатов дошло до 120 наименований.
Однако в 2004 году завод был признан банкротом и на его базе организован завод «Липецкий трактор», вошедший в российский машиностроительный концерн «Тракторные заводы».
Несмотря на то, что выпуск тракторов ЛТЗ-55 прекращен, множество их продолжает работать и оставаться в обороте. Это удобный и экономичный трактор, отличающийся аккуратностью, маневренностью, который может служить по 20-30 лет, ремонтопригодный и еще надолго обеспеченный запчастями советского производства.
Стоимость трактора ЛТЗ-55 зависит от его состояния и условий эксплуатации. Средний ценник находится в пределах от 60 до 300 тыс. рублей.