Самый известный гусеничный трактор эпохи СССР. Его снимали в фильмах и рисовали на плакатах, он в какой-то мере был символом строительства и промышленного роста страны. Именно этот трактор использовался на всех всесоюзных стройках.
Предшественником «сотки» была модель С-100, в названии которой буква «С» означала «сталинец». По заданию правительства С-100 должны были модернизировать и выпускать под названием «С-100М». По политическим причинам слово «сталинец» из названия решили убрать. С октября 1963 года Челябинский тракторный завод начал выпуск модели С-100М под политкорректным названием «Т-100».
Технические характеристики трактора Т-100 и инженерные решения конструкции оказались настолько удачными, что выпуск этой модели с небольшими доработками и модификациями для различных отраслей народного хозяйства продолжался около двадцати лет.
Трактор десятого тягового класса первоначально разрабатывался для подготовки площадок под строительство, дорожного строительства, прокладки трубопроводов. Применялся в лесном хозяйстве. В сельском хозяйстве «сотку» использовали неохотно из-за медлительности хода.
Трактор Т-100 получился мощный, с минимальным давлением на почву, большим тяговым усилием, но медленный и не приспособленный для самостоятельного перемещения по дорогам общего пользования. Выпускался только в гусеничной модификации.
Основные параметры сведены в таблицу.
Параметр | Значение |
---|---|
Тип трактора | Универсальный, гусеничный, кабина расположена сзади, двигатель спереди |
Двигатель | Четырехцилиндровый дизель Д108 |
Мощность | 108 л.с. |
Запас крутящего момента | 10% |
Расход топлива | 175 г/л.с. в час |
Бензобак | 235 литров |
Скорость вперед | 2,36-10,12 км/ч |
Скорость назад | 2,79-7,62 км/ч |
Клиренс | 390 мм |
База | 2,37 м |
Колея | 1,88 м |
Масса | 11,1 т |
Давление на грунт | 0,47 кгс/см2 |
Тяговое усилие | 6000 кгс |
Бортовое напряжение | 12 вольт |
Низкое удельное давление на грунт обеспечивается длинной базой при относительно небольшой массе машины. Это свойство позволяет использовать трактор на топком грунте (в болотистой местности), установив расширенные траки.
Трактор оснащен разработанным специально под эту модель четырехцилиндровым четырехтактным дизелем Д-108. Мощность в 108 л.с. двигатель развивает при частоте вращения 1070 оборотов/минуту. Масса дизеля 2,1 тонны, запуск производится «пускачом» П23 с электрическим стартером. Основные параметры:
При разработке трансмиссии для Т-100 использовали идеи, зарекомендовавшие себя в предшественнике.
Механическая коробка передач обеспечивает пять позиций для переднего хода и четыре для заднего. Максимальное тяговое усилие в 9500 кгс обеспечивала первая передача, по мере ее повышения и роста скорости тяговое усилие снижается до минимального значения 2000 кгс, при движении на пятой передаче.
Полужесткий ходовой механизм представляет собой гусеничные тележки, балансир и траки. На звенья гусениц крепятся башмаки специального профиля, обеспечивающие дополнительное сцепление с грунтом.
Муфта сцепления конструктивно выполнена отдельным узлом, легко снимается и обслуживается.
Кабина прикреплена к несущей раме жестко, но низкая скорость трактора уменьшает вибрацию и удары при движении до допустимого уровня. Для середины прошлого века условия на рабочем месте тракториста считались комфортными, так как кабина оборудована подсветкой, вентиляцией, обогревом и мягким сиденьем.
Справочные размеры базовой модели Т-100:
Разнообразие навесного оборудования давало возможность применять для прокладки трасс и трубопроводов именно эту спецтехнику. Вес трактора Т-100 в 11 тонн компенсировался продуманной геометрией гусениц, а минимальное удельное давление на грунт позволяло работать в условиях бездорожья, заболоченной местности и топких грунтов.
Базовая модификация машины использовалась для выпуска на ее основе крана, трубоукладчика, бульдозера, забивателя свай.
Сельскохозяйственная модификация Т100МГС использовалась только для вспашки. Для компенсации невысокой скорости на трактор навешивали плуг с увеличенной в три-пять раз шириной захвата.
Основным навесным оборудованием трактора Т-100 была бульдозерная лопата (отвал) простейшего типа. Возможность изменения угла поворота или перекоса не предусмотрена — только подъем и опускание.
Для использования в лесном и садоводческом хозяйствах выпускались навесные корчеватели, кусторезы, камнеудалители. Среди прочего навесного оборудования:
Всего выпускалось почти два десятка видов навесного оборудования специально для этого трактора и всех его модификаций.
К достоинствам трактора относятся большая тяговая мощность, проходимость и надежность, а также неприхотливость к топливу и климатическим условиям.
Недостатки — низкая скорость и необходимость использования трейлера для транспортировки.
Ранние модификации трактора исчезли с рынка, встречается только последняя версия.
Летом 2018 года актуальные объявления о продаже бульдозера на базе Т100МЗГП начинаются от 100 тысяч рублей.