Сельскохозяйственный ВТ-150 трактор, технические характеристики которого мы рассмотрим, к сожалению, повторил печальную судьбу своих предшественников: «Волгарь» и «ДТ-75». Его выпуск начался в 2003 году и сегодня, техника 4-го класса, уже снята с производства. Гусеничная машина, как говорят, «не прижилась» на сельскохозяйственной ниве, хотя по оценкам специалистов это был не самый плохой вариант. В чём причины неудач и какие технические характеристики были у ВТ 150, давайте разбираться вместе.
150 машина на гусеничном ходу предназначалась для проведения сельхоз работ с навесным оборудованием. Трактор четвёртого тягового класса мог работать с навесным и/или полунавесным оборудованием. Использовать прицепные устройства и выполнять поставленные задачи, задействовав активные и/или пассивные рабочие органы. Его привлекали для мелиоративных и дорожно-строительных работ. На базе трактора, который рассматривается, планировалось создание отдельных модификаций:
Если сравнивать трактор ВТ-150 с ДТ-75, то показатели прироста производительности у первой машины выше, и составляли практически 70%. Поражает и тот факт, что машина на гусеничном ходу конкурировала с «Кировец К-700». Она могла обработать аналогичную площадь, что и К-700, при меньшем расходе солярки. Преимущество ВТ-150 становилось очевидным при работе на полях большой площади. Трактор мог задействовать тяги до 5,5 тонны.
Отсюда можно сделать определённое предположение, что техника «сошла с полей» не по экономическим показателям, не из-за слабых технических характеристик. Скорее всего, это вопрос конкуренции и политических закулисных игр. Ещё одним толчком послужившим снятию с конвейера ВТ-150 – это банкротство и полный крах ВТЗ (Волжского тракторного завода).
Таблица показателей размеров ВТ-150, мм | |
---|---|
Продольная база | 1830 |
Колея | 1330 |
Клиренс | 380 |
Ширина гусениц | 470 |
В рабочем положении, вместе с навесным устройством длина гусеничного трактора составляла 5,4 метра. Ширина в пределах 1,850 метров.
Высота ВТ-150 достигала 3,090 м. Рассматривая показатели продольной базы, отметим значение в 1,830 миллиметров при стандартной колее 1,330 метра и ширине гусениц 470 мм.
Эксплуатационная база, освобождённая от балластовых грузов, составляла 7,82 тонны. Сами балласты весили всего 780 килограмм. Гусеничный трактор ВТ-150 оказывал давление на грунт 41,0 кПа. Эти данные приведены без учёта веса балластового груза.
Давайте рассмотрим технические показатели гусеничной машины, включая:
Силовой агрегат | ||
---|---|---|
Показатель | Значение | |
1 | Класс тяги | 4 |
2 | Дизель | Д-442ВИ |
3 | Трансмиссия | Механический вариант |
4 | Навесная гидравлика | Разделительно/агрегатная |
Дизель | ||
1 | Мощность | 110 кВт/150 л/сил. |
2 | Частота вращения к/вала | 1850 об/мин. |
3 | Цилиндры | 4 шт. |
4 | Объём | 7,43 л. |
5 | Расход топлива | 228 г/кВт.ч. 167 г/л.с.ч. |
6 | Запас крутящего момента | 20% |
Двигатель ВТ-150 – это вариант турбированной дизельной установки, изготовленной на Барнаульском заводе под обозначением «Д-442» с системой жидко/масляного охлаждения. Применялись две марки силовых агрегатов в 150 л/сил:
Важным аспектом работы силового агрегата стал эффективный уровень обмена тепла, который позволял без проблем запустить силовую установку зимой при отрицательной tº, а летом, в достаточной степени, охладить мотор.
Дизельная установка выдавала 110 кВт при 20% крутящем моменте. Полезная мощность составляла 1850-1900 об/мин. Расход топлива на уровне 19 л.
Дизельная силовая установка при однодисковом сухом сцеплении агрегировала с КП на 5 ступенек с шестернями постоянного зацепления. Как опцию предполагалось использовать бустерную коробку на 3 ступени.
Это по задумке инженеров, давало возможность расширить диапазон скоростей и довести их число до 15. Для движения вперёд необходимо 5 скоростей, для заднего хода – одна. Сельскохозяйственный ВТ 150 трактор, технические характеристики которого мы рассматриваем, обладал следующими скоростными показателями:
Трансмиссия | ||
---|---|---|
1 | Коробка передач | На 5 ступенек |
2 | Конечные передачи | Шестерни эвольвентно/точечный вариант |
3 | Смазка | принудительного типа |
4 | Муфта сцепления | Сухая на 2 диска |
5 | Реверс/редуктор | Опция под заказ: механика |
6 | Тяговое усилие | 44 кН |
7 | Максимальное тяговое усилие при продолжительном рабочем процессе | До 50 кН |
В конструкции использовался масляный насос, который обеспечивал эффективную смазку трансмиссии, её надёжную работу. Трактор мог практически на месте разворачиваться. Этому способствовало установка планетарного механизма.
Гидравлика | ||
---|---|---|
Навесной задний механизм | рычажно/шарнирная конструкция | |
Грузоподъёмность нижних тяг | кг/с | 3000 |
Предельно допустимое давление в системе | МПа (кГс/см2 | 20 (200) |
Мощность насоса | л/мин | 90 |
С использованием определённого оборудования модель ВТ-150 использовалась для вспашки, проведения посевных работ ли мелиорационных мероприятий.
Управление простое и не отличается какими-либо особенностями. Требовалось лишь выжать рычаг, и включался фрикцион. В конструкции использовались дисковые тормоза ленточного типа. Ходовая система гусеничная. Подвеска индивидуальная, комбинированная. При самостоятельном передвижении по дорогам с твёрдым покрытием применяли гусеницы с накладками, изготовленными из резины. Для работы на протопленных участках и болотистой местности трактор «обували» в специальные гусеницы, которые были на 10 см шире установленного стандарта – это 47 сантиметров.
Кабина с жёстким каркасом гусеничной машины ВТ-150 просторная, рассчитана на двух человек, с хорошей изоляцией. Для работы в зимнее время достаточно было отопителя, чтобы создать комфортные условия труда тракториста. Летом от жары спасал кондиционер.
Особыми условиями, которые можно озвучить, внутренняя начинка кабины не отличалась. Хотя, по отзывам трактористов, все рычаги управления были в прямой видимости и досягаемости. Отмечается высокая обзорность ВТ 150 трактора, технические характеристики которого мы рассматриваем. Тракторист мог свободно ориентироваться и без помех следить за рабочим процессом.
Мелкий и средний ремонт можно было выполнять прямо в поле. Для этого достаточно было откинуть крышку капота и все «внутренности» трактора ВТ-150 как на ладони.
Плановая топливная годовая нагрузка для этой модели составляла 29 тыс. кг солярки. Первое ТО проводилось после использования 2100 кг топлива. ТО-2 выполняли специалисты сервисных центров и заводские мастера. Проблем раньше с запасными частями не наблюдалось. Их и теперь можно приобрести у официальных дилеров и в специализированных магазинах.
Хотя ВТ-150 и «сошёл с дистанции», объявления о его продаже периодически появляются на форумах в интернете. Техника действительно заслуживает уважения и ещё долгое время будет задействована в разных отраслях хозяйствования.